Скала Шаляпина
Скала Шаляпина — скалистый мыс (40 м) на Южном берегу Крыма в Гурзуфе, отколовшийся от Главной гряды и медленно сползающий к морю напротив Адалар.
Скала Шаляпина находится она на территории артековского лагеря «Лазурный» и названа в честь великого русского певца. Федор Иванович Шаляпин много раз бывал в Гурзуфе. Ему очень нравились здешние места. Знаменитый певец увлекся идеей постройки на скале напротив Адалар «Замка искусств» для талантливой молодежи. Но владелица имения «Суук-Су», на территории которого находилась эта скала, не хотела продавать её Шаляпину. Однажды в июле 1916 г., сидя вечером у костра в кругу друзей, Ф. И. Шаляпин спел несколько песен. Растроганная замечательным голосом певца, хозяйка «Суук-Су» Ольга Михайловна Соловьева подписала купчую на землю, и скала перешла во владения Шаляпина. Был даже составлен проект «Замка искусств». Однако революция 1917 г. и последующие за ней события помешали реализации этого замысла.
Изначально эта скала сначала называлась Футя, затем эту скалу стали называть Пушкинской, т. к. И. К. Айвазовский изобразил на своем полотне Пушкина, стоящего на этой скале над бушующим морем. Однако, когда владелица Суук-Су О. М. Соловьева в 1916 г. продала скалу Ф. И. Шаляпину, она стала называться Шаляпинской, а название Пушкинская перешло на соседнюю скалу, которая ранее называлась Ява.
По обе стороны от скалы Шаляпина находятся две великолепные бухточки с дикими пляжами, где поистине прекрасные места для любителей подводного плавания.
Шаляпин, Гурзуф, Ялта
Гурзуф, Артек, Суук-Су, Адалары… Пленительные звуки, удивительная природа, благодатное море. Потому так и получается, что каждый, здесь побывавший, говорит «Я хотел бы здесь жить!..».
Фёдор Иванович Шаляпин, знаменитый русский певец. Сегодня — экскурсия по шаляпинским местам.
Шаляпинская скала
Так выглядит Шаляпинская скала с территории детского лагеря «Лазурный» МДЦ «Артек».
Фото С.Моисеева
Таким неприступным утёсом выглядит скала с моря.
Популярнейший русский певец Фёдор Иванович Шаляпин, часто бывавший в Гурзуфе, был пленён двумя небольшими скалистыми островками – Адаларами и даже предпринимал определённые шаги, чтобы выкупить их из казны. Его планы были грандиозны: прорыть к Адаларам туннель, разбить на них сад…
Что же касается роскошного курорта «Суук-Су», на котором располагался грот Пушкина и скала… У него и на этот счёт возникли свои грандиозные планы – построить на этой скале «замок искусств для талантливой молодёжи». Курорт принадлежал Ольге Михайловне Соловьёвой, вдове известного русского инженера, строителя мостов и железных дорог, Владимира Ильича Березина. Безуспешно уговаривал Шаляпин продать ему полюбившийся участок. Ольга Михайловна резонно возражала:
«А ты, Фёдор Иванович, хотел бы, чтобы посреди твоего имения кто-нибудь выстроил бы дворец или даже избу?».
Ольга Михайловна Соловьёва с дочерью Ксенией, Ялта, 1917 г.
Но помог случай, о котором также рассказала дочь певца:
«Однажды… решили огромной компанией поехать к рыбакам жарить на кострах кефаль, печь картошку и, вообще,– повеселиться. Зачинательницей и вдохновительницей всей этой затеи была Ольга Михайловна…
Ясное синее небо. А ещё – синее море, каменистый берег, небольшой залив. Рыбаки встретили нас радушно. Устроили стол под корявым деревом. Появилось вино и закуски, привезённые из Суук-Су, а Ольга Михайловна запаслась ещё и целой батареей наилучшего французского шампанского. Рыбаки разводили костёр, а мы, дети, им помогали…
Отец сидел, крепко задумавшись, потом встал и прислонился к дереву. Лунный блик едва освещал его лицо. Вдруг… он запел. Полились грустные, заунывные русские мелодии, рассказывающие о горе-горюшке людском – такие простые, такие глубокие и в то же время щемящие душу…
Я взглянула на Ольгу Михайловну. Она сидела, напряжённо выпрямившись. Смотрела как-то никуда, а может быть, внутренним взором видела она себя в тот момент молодой, где-то там далеко, и по лицу её ручьём катились слёзы, и она их не замечала. Улетая далеко в ушедшее, неведомое и вечное, прозвучала последняя нота. Наступила тишина, в которой была такая насыщенность, как будто души говорили с душами. И вдруг Ольга Михайловна резко поднялась:
«Фёдор Иванович, твоя скала!»
Это было так неожиданно, так невероятно, что отец смешался, растерянно посмотрев кругом, и, захлёбываясь от прилива несказанной радости, только и мог произнести: «Ольга»,– и, притянув её к себе, крепко прижал к сердцу. У обоих были слёзы на глазах, но это были слёзы радости и счастья! Скала была подарена, но для полной законности права собственности на землю были составлены документы о приобретении участка за один рубль!».
Проект «Замка искусств» выполнил друг Шаляпина, известный архитектор Иван Александрович Фомин (по его чертежам построен Дом правительства в Киеве). Были начаты и строительные работы.
Архитектор Иван Александрович Фомин
Переход к скале, построенный при жизни Ф.И.Шаляпина
Но начавшаяся революция и гражданская война помешали осуществить заветную мечту.
«Мечту свою я оставил в России разбитой, иногда люди говорят мне: ещё найдётся какой-нибудь благородный любитель искусства, который создаст вам ваш театр. Я их в шутку спрашиваю: «А где он возьмёт Пушкинскую скалу?». Ф.И.Шаляпин. Цитата из книги «Маска и душа»
Ольга Михайловна Соловьёва, будучи уже далеко не молодой дамой, уехала из Гурзуфа последним пароходом в ноябре 1920 г., не успев захватить с собой ничего из вещей.
Фёдор Иванович Шаляпин уехал за границу в 1922-м году.
Однако одну из скал на побережье, в знак напоминания о тех событиях и намерениях, назвали Шаляпинской…
Найдётся ли кто в наши дни осуществить шаляпинскую мечту? А как было бы прелестно и удивительно для Гурзуфа и Артека, чтобы появилась новая «мекка» на Южном берегу Крыма…
Вилла «Орлиное гнездо» в Артеке
Южная сторона
На территории лагеря «Лазурный» МДЦ «Артек» есть бывшая вилла «Орлиное гнездо».
«То лето наша семья проводила на курорте «Суук-Су» – жемчужине черноморского побережья, как называли этот поистине райский уголок. Мы снимали прелестную виллу «Орлиное гнездо», стоявшую высоко над морем, откуда открывался вид на весь залив, где солнце отражалось миллионами ослепительных звёзд. Недалеко от берега в море возвышались два скалистых островка – Адалары, слева гора Аю-Даг, а в середине самого пляжа мысом выступала знаменитая Пушкинская скала…».
Из воспоминаний Лидии Фёдоровны, дочери Фёдора Ивановича Шаляпина
Северная сторона
Памятник Ф.И.Шаляпину в Гурзуфе, у входа в Дом творчества им. К.А.Коровина
«Как-то Фёдор Иванович пожаловался своему другу, Константину Алексеевичу Коровину:
– Меня сегодня обязали выступать перед конными матросами. Скажи мне, ради Бога, что такое конные матросы?
– Не знаю, что такое конные матросы, – мрачно ответил тот, – но уезжать надо…».
И всё же они оба вернулись в Гурзуф в XXI веке – уже в образе двух скульптурных памятников из бронзы, которые установлены на входе в Дом творчества им. К.А.Коровина.
На этом месте когда-то располагалась харчевня. Константин Алексеевич Коровин купил этот кусочек земли и построил на нём большой светлый дом в 14 комнат, который назвал виллой «Саламбо».Так назывался роман Гюстава Флобера, по которому был поставлен одноимённый балет в Большом театре, к которому художник написал декорации. Шаляпин говорил о нём: «Коровин – это Паганини в живописи».
На даче бывали Репин, Суриков, Горький, Куприн, Мамин-Сибиряк, Шаляпин. Здесь было весело, шумно и оживлённо от многочисленных желанных гостей.
Именно в этом доме в 1911 г. Константин Алексеевич творил над знаменитым «Портретом Ф.И.Шаляпина». Именно по этому произведению впоследствии создавались два памятника певцу. Один, из белого мрамора, установлен после его перезахоронения на Новодевичьем кладбище. Второй, бронзовый, установлен в Гурзуфе.
Этот замечательный дом Коровин завещал русским живописцам, сегодня в нём находится Дом творчества художников им. К.А.Коровина.
В 2001 г. скульптор Константин Синицкий получил грант президента Украины в области изобразительного искусства. Была создана скульптурная композиция из бронзы: К.А.Коровин и Ф.И.Шаляпин у ажурных железных ворот дачи «Саламбо». В выполнении фигуры К.Коровина принимал участие скульптор М.Левченко.
В мае великолепные жёлтые розы оплетают арку входа в Дом творчества. Доказательств того, что они посажены самим художником, не существует, но то, что они – современницы Коровина и Шаляпина, сомнений не вызывает.
Бюст Ф.И.Шаляпина в Гурзуфском санатории
Бронзовый бюст Ф.И.Шаляпина, установленный в парке санатория «Гурзуфский».
На этой же аллее стоят бюсты других выдающихся деятелей литературы и искусства, которые когда-либо здесь отдыхали – Адама Мицкевича, Леси Украинки, Антона Чехова, Владимира Маяковского… Все они оставили яркий след в истории культуры Крыма.
Шаляпинский корпус в Гурзуфском санатории
Некоторые корпуса санатория «Гурзуфский» носят имена известных деятелей культуры, в разные годы бывавших на курорте. На фото – корпус «Шаляпинский».
Мемориальная доска в г.Ялте, по ул.Партизанской 4
«Дорогой учитель! Спевши блестяще свой концерт, с искренним чувством любви вспоминаем дорогого Дмитрия Андреевича и пьём за его и супруги его здоровье».
Из телеграммы Ф.И.Шаляпина и П.А.Агнивцева после своего концерта, 1930 год
Мемориальная доска, посвящённая Д.А.Усатову и Ф.И.Шаляпину – Ялта, дом № 4 по ул. Партизанской (бывший Лютеранский тупик).
Именно здесь жил Дмитрий Андреевич Усатов – русский артист оперы, педагог, автор многих романсов, первый и единственный учитель Шаляпина. Родившийся в семье крепостного, он окончил консерваторию, 10 лет пел в Большом театре, в 1890-1894 гг. преподавал пение в Тифлисе, где бесплатно обучал вокалу Фёдора Шаляпина.
В гостях у Усатова в этом доме бывали многие композиторы, здесь неоднократно пел для его гостей Шаляпин.
Д.А.Усатов умер 13 августа 1913 года. Гастролировавший в то время за границей Шаляпин приехал на его могилу почтить память учителя 11 сентября 1913 года.
Театр им. А.П.Чехова в Ялте
На фасаде Ялтинского театра им. А.П Чехова установлена мемориальная доска в память о выдающихся деятелях искусства.
На втором этаже, в фойе – барельефы Ф.И.Шаляпина и С.В.Рахманинова.
«Вот осень 1898 года. Друзья и ровесники, Ф. Шаляпин и С. Рахманинов, выступают на сцене ялтинского театра. Федор Иванович волнуется, он знает, что в зале Д. Усатов. Что скажет учитель после концерта? Это было первое большое совместное выступление Шаляпина и Рахманинова. Их творческое содружество длилось много лет. «Шаляпин поджигал Рахманинова, а Рахманинов задорил Шаляпина, и эти два великана, увлекая один другого, буквально творили чудеса. Это было уже не пение и не музыка в общепринятом значении — это был припадок вдохновения двух крупнейших артистов». Можно только позавидовать тем, кто был в ялтинском театре в день их выступления. С того памятного концерта Шаляпин, приезжая в Ялту, всегда навещал Усатова».
«Музыкальная жизнь Ялты»
Фото Николая Носкова
Коровин и Шаляпин в Крыму. Гурзуф
Константин Коровин,»Воспоминания о Фёдоре Шаляпине»
К.А.Коровин. Гурзуф, 1914г.
«В Крыму, в Гурзуфе, у моря, я построил себе дом в четырнадцать комнат. Дом был хороший. Когда вы просыпались, то видели розы с балкона и синее море…
Шаляпин приезжал ко мне в Крым. И не один. С ним были: Скиталец, Горький и ещё кто-то. Я пригласил специального повара, так как Шаляпин сказал:
- Я хотел бы съесть шашлык настоящий и люля-кебаб.
Из окон моей столовой было видно, как громоздились пригорки Гурзуфа с одинокой виллой наверху. За завтраком Шаляпин серьёзно сказал: - Вот эту гору я покупаю и буду здесь жить.
И после завтрака пошёл смотреть понравившиеся ему места. Его сопровождал грек Месалиди, который поставлял мне камень для постройки дома.
Вернувшись, Шаляпин прошёл на террасу — она была очень просторна и выходила к самому морю; над ней был трельяж, покрытый виноградом. За Шаляпиным следовала целая толпа людей. Когда я вышел на террасу, Шаляпин лежал в качалке. Кругом него стояли: Месалиди, какие-то татары и околоточный Романов с заспанным круглым лицом и охрипшим голосом; шло совещание.
С террасы были видны Одалары — две большие скалы, выступающие из моря, — «пустынные скалы». На скалах этих никто не жил. Только со свистом летали стрижи. Там не было ни воды, ни растительности. - Решено. Эти скалы я покупаю, — сказал Шаляпин.
- На что они вам? — возразил околоточный Романов. — Ведь они налётные. Там воды нет.
Шаляпин досадливо поморщился. Я ушёл, не желая мешать обсуждению серьёзных дел.
С этого дня Шаляпин забыл и Горького и друзей, каждый день ездил на лодке на эти скалы и только о них и говорил.
Приятель его, Скиталец, целые дни проводил в моей комнате. Сказал, что ему нравится мой стол — писать удобно. Он сидел и писал. Писал и пел.
Сбоку на столе стояло пиво, красное вино и лимонад. Когда я зачем-нибудь входил в комнату, он бывал не очень доволен…
Раз я его увидал спящим на моей постели. Тогда я перетащил свой большой стол в комнату, которую отвёл ему…
К.А.Коровин. Портрет Ф.И.Шаляпина, 1911г.
Вскоре Горький и другие приятели Шаляпина уехали, а он отправился в Ялту — узнавать, как ему получить от казны Одалары. Перед отъездом он сказал мне:
- В чём дело? Я же хочу приобрести эти Одалары.
- Но на них ведь нельзя жить. Это же голые скалы.
- Я их взорву и сделаю площадки. Воду проведу. Разведу сады.
- На камне-то?
- Нет-с, привезу чернозём, — не беспокойтесь, я знаю. Ты мне построишь там виллу, а я у Сухомлинова попрошу старые пушки.
- Зачем же пушки? — удивился я.
- А затем, чтобы ко мне не лезли эти разные корреспонденты, репортёры. Я хочу жить один, понимаешь ли, один.
- Но ведь в бурю, Федя, ты неделями будешь лишён возможности приехать сюда, на берег.
- Ну, нет-с. Проеду. Я велю прорыть под проливом туннель на берег.
- Как же ты можешь пробить туннель? Берег-то чужой! Ты станешь вылезать из туннеля, а хозяин земли тебя по макушке — куда лезешь, земля моя…
Шаляпин рассердился. - То есть как же это, позволь?
- Да так же. Он с тебя возьмёт за кусок земли, куда выйдет твой туннель, тысяч сто в год.
- Ну вот, я так и знал! В этой же стране жить нельзя! Тогда я сделаю бассейн, привезу воду.
- Бассейн? — усомнился я. — Вода протухнет.
Шаляпин с досадой махнул рукой и велел позвать околоточного Романова — в последнее время тот стал его закадычным приятелем. Они чуть не каждый день ездили на лодке на Одалары . С Одалар Романов… шел спать в лодку, которых много на берегу моря. Встретив меня на улице, Романов однажды сказал мне охрипшим голосом: - Фёдор Иваныч — ведь это что? Бог! Прямо бог! Вот какой человек. Погодите, увидите, кем Романов будет. У Ялты ловят — кто ловит? Жандармы ловят. Кого ловят? Политического ловят. А Фёдор Иваныч мне говорит: «Погоди, Романов, я тебе покажу настоящего политического». Поняли? Покажет. А я его без жандармов, за жабры. Кто поймал? Романов поймал. Околоточный поймал. Поняли? До самого дойдёт, тогда кто Романов будет?
Я улыбнулся. - А отчего это у вас голос хриплый, Романов?
- Как отчего? Кто день и ночь работает? Романов. В трактире, в распивочной, всюду чёртом надо орать. Глядите-ка, у меня на шее какая царапина. Всё — озорство. В кордегардию сажать надо. Мученье! Ну, конечно, и выпьешь, без этого нельзя.
- Какого ты политического преступника хочешь показать Романову? — спросил я Шаляпина.
Шаляпин расхохотался. - Жаловался мне Романов, что повышения нет по службе: «Двенадцать лет мучаюсь, а вот шиш. А мундир надо шить. Государь скоро в Ливадию приезжает. Встречать надо. Жандармы понаехали, политических ловят. Вот бы мне!». Я ему и сказал: «Я покажу тебе, Романов, политического». Хочу показать ему одного известного присяжного поверенного. Тот его вздрючит. И Шаляпин весело смеялся…
В те же дни из Суук-Су в коляске приехала дама. Высокая, нарядная. Поднесла Шаляпину великолепную корзину цветов, и другую — с персиками и абрикосами. Просила его приехать к ней в Суук-Су к обеду. Шаляпин, узнав, что она владелица Суук-Су, поехал. Было много гостей. Шаляпин охотно пел и очаровал дам.
Ночью, на возвышенном берегу моря, около Суук-Су был зажжён фейерверк и устроен большой пикник. Лилось шампанское, гости бросали бокалы со скалы в море, ездили на лодке, при факелах, показывать Шаляпину грот Пушкина.
Хозяйка Суук-Су сказала:
- Эту землю, над гротом великого поэта, я прошу вас принять от меня в дар, Фёдор Иваныч, Это ваше место. Вы построите здесь себе виллу.
Шаляпин был в восхищении и остался в Суук-Су. На другой день утром у него уже был нотариус и писал дарственную. Одалары были забыты. Шаляпин говорил: - Надо торопиться. Я остаюсь здесь жить.
Позвал Месалиди и сейчас же велел строить стену, ограждающую его землю. И всю ночь до утра просидел со мной над бумагой, объясняя, какой он хочет построить себе дом. А я слушал и рисовал. - Нарисуй мне и подземный ход к морю. Там постоянно будет стоять яхта, чтобы я мог уехать, когда хочу…
Странная вещь: Шаляпин всегда точно кого-то боялся…
Нужно ли говорить, что шаляпинская вилла так-таки никогда не была построена. Во времена Керенского я был в Гурзуфе. Месалиди жаловался мне, что на письма его Шаляпин ничего не отвечает. И стал разбирать стену…».
Ф.И.Шаляпин у К.А.Коровина в его парижской мастерской. 1930 год
О Межрегиональном Шаляпинском центре, созданном в г.Москве, можно прочитать на сайте:http://shaliapincentr.ru/index.php?page=o-nas